Home Sitemap Search Feedback
 

КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна

 

КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна

КАЗАРНОВСКАЯ Любовь Юрьевна

Кавалер Ордена «Меценат»,
Золотого Ордена «Служение Искусству»,
Доктор музыкальных наук, профессор

- Мне очень приятно, я певица, оперная, концертная, получила подвижнический Орден «Меценат», думаю, что за мою работу с молодыми исполнителями, за создание оперного театра в Дубне - первого детского оперного театра, за создание фонда поддержки российского оперного искусства.

- Любовь Юрьевна, как вы думаете, почему люди занимаются благотворительной деятельностью?

- Наверное, это внутренний зов, это такая не успокоенность и, я думаю, это изначально подвигает людей заниматься меценатством, благотворительностью. И вовсе не значит, что у этих людей есть какие-то корыстные цели для продвижения своего имени. Может быть, единицы об этом думают. Но вообще, изначально, меценаты – такие подвижники, которыми славится Россия. Делали все ради процветания своего Отечества, ради процветания своего государства. И именно такие люди сейчас делают возможным невозможное. Т.е., вдруг открываются таланты, создаются картинные галереи, основываются театры, именно потому, что за этим стоят меценаты, их деньги, их идеи, их радость от того, что они могут поделиться тем, что они заработали. Не в карман себе положить, а отдать это Отчизне, стране, во имя процветания, во имя того счастья, которое называется русская культура, русское просветительство, русское подвижничество. Недаром Россия - та страна, в которой всегда были старцы-подвижники. Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Нил Сорский – это люди, которые занимались подвижничеством. Ради чего? Ради процветания своей Отчизны, ради счастья людей, ради открытия глаз на многие вещи, которые для многих закрыты.
- С сегодняшнего дня вы, Любовь Юрьевна, являетесь Кавалером (как-то по отношению к женщине звучит несколько странно) Ордена «Меценат». А может наступить период и вам самой будет нужна помощь?

- Все мы проходим через такие периоды и этапы жизни, когда нам очень нужна помощь, но к счастью мое артистическое формирование происходило не в годы строительства капитализма в России. А чуть раньше. Это были 80-е годы. Тогда еще, когда тебе нужна была помощь, ты шел к людям подвижникам, просветителям и они тебе помогали. Не могу не вспомнить имена своих учителей, которые помогали мне и вывели на профессиональную дорогу. Это Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова, она была педагог-концертмейстер оперной студии Константина Сергеевича Станиславского, аккомпанировала Федору Ивановичу Шаляпину в концертах. Она даритель, меценат сама. Она подарила мемориальный кабинет Виноградова, ее мужа, нашего известнейшего филолога детскому дому в Санкт-Петербурге. Много ее дарений есть в Пушкинском доме в Москве. Надежда Матвеевна умела делиться радостью. Она мне передала эту эстафету, этот флажок. И всегда говорила: «Нельзя быть скаредной ни в духовном плане, ни в материальном. Отдавай и тебе придет намного больше!» Я не могу не вспомнить Тихона Николаевича Хренникова, который очень помог мне просто добрым словом. Была я молодая солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко, и он пришел в театр, послушать певцов для своего нового спектакля. И сказал обо мне: «Боже мой! У вас же такое сокровище в театре!» Это меня так окрылило, это мне дало такую надежду и такую силу, что я стала побеждать на всех международных и всесоюзных конкурсах. Сразу на трех конкурсах подряд! Много было в жизни людей, которые мне просто протянули руку помощи или помогли своим словом. И я считаю, что раз пришло время мне передавать эту эстафету, этот импульс молодым.
- Как вы считаете, в чем основная задача деятельности Фонда «Меценаты Столетья»?

- Прежде всего - показать, что в России не все покупается и продается. И не все в России делается только посредством толстого кошелька: я себе купил или я себе куплю звание. Есть вещи, которые не покупаются. Есть вещи, которые двигаются только порывами души. И мне кажется, что в этом смысле Фонд «Меценаты Столетия» невероятно важен, он поддерживает морально благотворителей, им самим подчас доказывает важность дела, которое они делают. А то ведь что получается? По большому счету или точнее, по мнению обывателя, ну для чего мне нужно было создавать детский оперный театр в Дубне? Это не принесло никаких дивидендов, наоборот, для меня это было очень сложно. Потому что мне нужно было постоянно что-то менять, подбирать репертуар, привозить клавиры, отбирать ребят-исполнителей, добывать средства, делать очень многое для того, чтобы состоялся театр. Так же как не нужно было создавать фонд поддержки искусства России. Это невероятно сложно, потому, что этот фонд создан, чтобы оживить оперную жизнь в провинции. А вы знаете, что такое провинциальное мышление? Они все испуганы, все боятся, вдруг не выйдет, а вдруг обманут. Потому что есть прецеденты. Мне даже говорили и говорят сейчас: «А зачем тебе еще и это? Лучше спой лишний концерт или спектакль». Но нужно показать людям, что дух, тот, чем всегда была жива Россия, духовный потенциал нашего народа – неистребим. Это всегда было и будет, это мое твердое убеждение, и я думаю, что в ряды меценатов будут вставать все новые и новые люди, которые заинтересованы в том, чтобы их Отечество было лучше, как оно того и заслуживает.
- Вам, как меценату, хотелось бы ощутить государственную поддержку в своих благотворительных начинаниях?

- Это необходимо, и мне кажется, что государство сегодня должно обратить самое пристальное внимание на ту область, которую я представляю. На область культуры, область музыки и оперного пения. Потому что нас финансируют по остаточному принципу. Нет закона о меценатстве. Это все настолько угнетает нашу оперную жизнь, а ведь Россия славна своими голосами, талантами. Не мне вам рассказывать, какие есть гениальные, выдающиеся голоса в Сибири, на Волге! Эти певцы приходят ко мне и спрашивают: «Любовь Юрьевна, что нам дальше делать? Мы сидим на копеечной зарплате, без репертуара и мы видим, что государству абсолютно на нас наплевать. Мы не нужны своему отечеству!» Надо, чтобы государство проявило свою заботу о талантах и показало, что таланты нужны Отечеству. А если молодые люди почувствуют заботу государства и то, что государство в них заинтересованно, никто не будет уезжать на запад. Многие говорят, что мы бы с таким удовольствием жили дома - здесь и стены помогают, и своя публика, и ближе дорога от сердца к сердцу, но мы не можем, потому что нам надо содержать семью и мы соглашаемся даже на невысокие контракты, потому что мы знаем, что это стабильные деньги. И многие поют там на кабальных условиях. Мы можем их сколько угодно убеждать, но они говорят, что мы не видим не интереса ни масс-медиа, ни государства, ни чьей-то поддержки, ничего. Сейчас некоторым коллективам, выделен президентский грант. Но все равно это маленькая толика того, что можно сделать. Можно малой кровью, благодаря меценатскому движению, оживить настолько музыкальную жизнь в России, что культура не будет падчерицей стоять на обочине и просить подаяния. Понимаете у россиян особая гордость.