Home Sitemap Search Feedback
 

СЕМИНА Тамара Петровна

 

СЕМИНА Тамара Петровна

Тамара Петровна СЕМИНА

Кавалер Золотого Ордена «Служение Искусству»,
актриса

 

ЖИТЬ НАДО НАСТОЯЩИМ

По итогам ежегодного опроса зрителей, проводившегося в 1961 году журналом «Советский экран», Тамара Семина признана лучшей актрисой года за исполнение роли Катюши Масловой в фильме "Воскресение". Она стала всеобщей любимицей - как у советских зрителей, так и за рубежом. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 году на XV международном кинофестивале в Локарно Тамаре Петровне, как лучшей актрисе, был присужден приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плато в Аргентине. Но самой драгоценной наградой стал похвальный отзыв, прозвучавший из уст самой Джульетты Мазины.

Затем с наградами у Семиной не складывалось. Ее признали «слишком молодой» для вручения Ленинской премии за картину «Матерь человеческая», а за «Вечный зов» Государственную премию ей так и не дали. Вместо звания народной артистки СССР в августе 1991 года ей вручили орден Трудового Красного Знамени. Еще и поэтому сегодняшний Орден «Служение Искусству, высокая общественная награда, по словам Тамары Петровны, особенно дорога.

Успешная роль Семиной в "Воскресении" была... дипломной работой. Экзаменационная комиссия (во главе с Верой Марецкой) оценила работу на "отлично". После "Воскресения" Михаил Швейцер посоветовал актрисе сыграть современницу, и Семина снялась в нескольких интересных ролях - в фильмах "Коллеги", "Порожний рейс", "День счастья". А в 1965 году Михаил Абрамович пригласил Тамару Петровну на роль в своей картине "Время, вперед!", где она, как писали критики, "вырвалась на простор открытого актерского темперамента" и блистательно проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора.

Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди ее героинь были и современницы, и женщины из других эпох: Анастасия Батманова из «Крепостной актрисы», Саша ("Человек, которого я люблю"), Валя ("Совесть"), Анна ("Чистые пруды").

В середине 1970-х Семина сыграла 2 крупные роли: Анфису в сериале "Вечный зов" и Марию в картине "Матерь человеческая".
О своей работе в "Вечном зове" Тамара Петровна говорила так: "Роль Анфисы - это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни - с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы". Думается, эти слова объясняют, почему Семина после показа сериала по телевидению стала поистине всенародной любимицей - зрителей подкупила ее предельная искренность. Тамара Петровна стала получать множество писем, и почти на все отвечала. С некоторыми зрителями у нее завязалась постоянная переписка.

А когда-то в далеких 50-х Семина работала библиотекарем в школе рабочей молодежи в Калуге. В 1961 окончила ВГИК (актерская мастерская О.И.Пыжовой) и стала актрисой Театра-студии киноактера.

Напряженный темп актрисе по душе. Самодисциплина и ежеминутная сосредоточенность удивляет и восхищает окружающих. В перерывах между съемками актриса учит текст, поправляет грим, спорит с режиссером. Тамара Петровна любит контрасты. Часто актриса снималась одновременно в двух картинах. Играла совершенно разные роли. Так, например, в семидесятых, с разницей в две недели на экраны страны вышли две картины - "Трактир на Пятницкой" и "А у нас была тишина".

Сыгранные Семиной роли настолько непохожи, что "выходить" из одного образа и "входить" в другой было довольно сложно. Тамара Петровна никогда не сидела на диете, никогда не страдала повышенным аппетитом. Однако для того, что бы сыграть роль Катюши Масловой, пришлось срочно набирать вес. Таково было условие режиссера: пополнеть, округлить щеки. "Откармливала" актрису вся съемочная группа. Всю жизнь Тамара Петровна придерживалась принципа: "Прошлое надо оставлять в прошлом, а жить днем сегодняшним".

СЛИЧЕНКО Николай Алексеевич