Home Sitemap Search Feedback
 

ШИРВИНДТ Александр Анатольевич

 

ШИРВИНДТ Александр Анатольевич

Александр Анатольевич ШИРВИНДТ

Кавалер Серебряного Ордена «Меценат»,
Ордена «За вклад в культуру»,
Народный артист России,
художественный руководитель Московского Театра «Сатиры»,
действительный член Киноакадемии «Ника»,
сопредседатель Московского английского клуба

 

Статный брюнет, с неизменной трубкой во рту, спокойный и размеренный в словах и действиях, с пронзительным взглядом из под очков – таким мы знаем любимого артиста Александра Ширвиндта. С театром и актерской профессией Александр Анатольевич связан с самого детства. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады - А. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая, Л. Утесов... Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита.

Окончив училище с отличием, в 1956 году Александр Ширвиндт был принят в Театр имени Ленинского комсомола, в котором дебютировал в роли белого офицера в спектакле по пьесе В. Вишневского «Первая Конная». Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики», «До свидания, мальчики!», «Колесо счастья», «Вам 22, старики!». Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это Тригорин в «Чайке» А.П. Чехова, Людовик в «Мольере» М.А. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского. Последняя роль занимает особое место в творчестве А.А. Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве». Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей.

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками» Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с актерами М. Державиным, Л. Лосевым, А. Адоскиным, В. Богачевым, В. Ларионовым начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде.

«Капустники» сразу же принесли Александру Ширвиндту признание публики во многом благодаря его способности объединять людей, создавать атмосферу добра и веселья. Причем он был не только исполнителем и режиссером, но и автором всех программ. Огромное количество «капустных» номеров было придумано вместе с Г. Гориным и А. Аркановым. Любовь к этому виду творчества Александр Анатольевич сохранил по сей день.

С 1970 года и по настоящее время А.А. Ширвиндт работает в Московском театре сатиры, где сыграл более 30 ролей. Он поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.
Первой ролью А.А. Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Эта роль - одна из лучших в репертуаре актера. Среди других спектаклей, в которых сыграл А.А. Ширвиндт, - «Гурий Львович Синичкин», «Обыкновенное чудо», «Ревизор», «Таблетку под язык», «Чудак-человек», «Маленькие комедии большого дома» и других.

С первых дней работы в Театре сатиры А.А. Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария.

Александр Ширвиндт - автор и режиссер-постановщик юбилейных вечеров актеров Театра сатиры Т. Пельтцер, Г. Тусузова, В. Токарской, В. Плучека, Г. Менглета, О. Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу поныне идущего на сцене обозрения «Молчи, грусть, молчи...».

Особое место в творчестве А.А. Ширвиндта занимает эстрада. Его тяга к этому жанру началась еще с «капустников» и вскоре переросла в профессию. Разговор со зрителем напрямую, без театральной сцены стал со временем необходимостью. «Я мечтал о хороших аудиториях и о дерзких репликах из зала, на которые я лихо, остроумно и броско отвечал бы с ходу», - признается А.А. Ширвиндт. Как автор и режиссер он работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Л. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым. Именно Александр Ширвиндт придумал популярный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична» (В. Тонков и Б. Владимиров), которые из милой зарисовки превратились в «национальных героинь», писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.

На эстраде А.А. Ширвиндт работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.
Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. Его дебютом на экране стала роль Ухова в картине «Она вас любит». В дальнейшем он снялся в картинах «Майор «Вихрь», «Приходите завтра», «Еще раз про любовь», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Трое в лодке, не считая собаки», «Зимний вечер в Гаграх» и многих, многих других.

Александр Ширвиндт - частый гость на телевидении, хотя понятие «гость» к нему подходит меньше всего. Он - везде хозяин: в студии, на экране в жизни. Александр Ширвиндт - постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи» из Дома актера по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева. В качестве автора и режиссера он много работал и на радио. Со спектаклями и концертами объехал почти весь мир.
С 1958 года Александр Ширвиндт преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина. Среди его выпускников - А. Миронов, Н. Гундарева, С. Рябова, А. Пороховщиков, Л. Трушкин, А. Мордвинова-Гольданская, М. Голубкина, Л. Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!).

Александр Анатольевич Ширвиндт - Народный артист России, член Союза театральных деятелей, член Союза кинематографистов, действительный член Академии кинематографических искусств «Ника», действительный член Американской пушкинской академии искусств, член правления и сопредседатель Московского английского клуба, президент и действительный член Академии юмористических авторитетов, член Общественного совета ГУВД города Москвы. Он награжден орденом Дружбы и почетным знаком «Общественное признание».
В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт». Как замечательно, что такой человек как Александр Анатольевич живет и работает рядом с нами на планете Земля.