Home Sitemap Search Feedback
 

Камерный оркестр "Виртуозы Москвы"

 

Камерный оркестр 'Виртуозы Москвы'

Камерному оркестру "Виртуозы Москвы"
присвоен высокий статус «Национальное Достояние»

МУЗЫКА - ЭТО ОГРОМНАЯ РАДОСТЬ

Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» был образован в 1979 году, когда 35-летний скрипач Владимир Спиваков объединил вокруг себя солистов-виртуозов «для камерного музицирования». Камерная музыка, по мнению Спивакова, своего рода дневник композитора, приглашающий к внимательному и бережному его прочтению. Официальной датой рождения оркестра считается 1982 год.

Вот что говорит Владимир Спиваков о начале пути:

- Начинали мы трудно, играли в подвалах и на чердаках, где придется. Собственно, репетиционную базу мы обрели сравнительно недавно - в Доме Музыки. Сейчас в оркестре из прежнего состава осталось лишь несколько человек. Я за все это время не уволил никого. Но наши музыканты обогатили разные оркестры. Конечно, это побочная сторона нашей деятельности, главная же состоит в том, что "Виртуозы" не только сделали музыку достоянием многих (в тяжелые минуты я прошу нашего директора Григория Ковалевского еще раз повторить мне слова, подслушанные им среди публики после концерта: "Оказывается, музыка - это огромная радость"), но и осуществили прорыв в музыкальных записях, впервые записав сочинения Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, Арво Пярта. Это наше сокровище.

Феноменальный успех, выпавший на долю оркестра с первых же концертов, доказал и жизнеспособность идеи, и неисчерпаемый потенциал музыкального коллектива. Легендарное «легкое дыхание» оркестра, атмосфера праздника, сопровождающая все его выступления, тщательно продуманная драматургия концертов — все это лишь приближает слушателя к разгадке тайны «Виртуозов», потому что понять ее до конца невозможно. В этом — секрет искусства.

Камерный оркестр "Виртуозы Москвы" отличает от множества других камерных оркестров, прежде всего, истинно европейская культура ансамблевого исполнения, внимание к мельчайшим деталям и нюансам, бережная, но не формальная, а активно сотворческая позиция по отношению к авторскому замыслу, яркий артистизм и любовь как к исполняемым произведениям, так и к пришедшей на концерт публике. Оркестру чужд эстетический эскапизм и снобистское отношение к публике, часть из которой могла оказаться на концерте случайно. Одной из своих важнейших задач "Виртуозы Москвы" всегда считали задачу эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, пусть даже неподготовленного зрителя-слушателя, подарить ему радость общения с музыкальными шедеврами, возбудить в нем желание еще раз прийти на концерт камерной музыки. Своеобразное музыкальное просветительство, приобщение к лучшим образцам камерной музыки нескольких поколений молодежи и многочисленных неофитов являются, по мнению многих, главным, никем не превзойденным результатом активной творческой деятельности прославленного камерного оркестра.

В начале перестройки "Виртуозы Москвы" вместе с замечательной актрисой Аллой Демидовой исполнили положенный на музыку "Реквием" Анны Ахматовой. Это было первое в стране публичное представление гениальной поэмы, с которой оркестр объехал немало городов бывшей советской империи. Показывали "Реквием" в Спитаке сразу после землетрясения и были поражены, насколько к месту оказались эти трагические стихи, написанные совсем по иному поводу. Когда исполняли поэму в Ленинградской филармонии, на концерт пришел Лев Николаевич Гумилев. Гость, выразил исполнителям глубокую благодарность, сказав, что особенное удовольствие ему доставило то, что поэма звучит под музыку Шостаковича и Баха - "композиторов, которых мама больше всего любила".

Спиваков часто вспоминает героя чеховского рассказа «Крыжовник», полагавшего, что «человеку нужно не два аршина земли, а весь земной шар,.. где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Свободный дух музыканта витает поистине над всем земным шаром, добавляя ему поклонников и почитателей и прививая людям любовь к тому высочайшему из искусств, которому Спиваков посвятил свою жизнь. Не единственный, но наиболее наглядный тому пример — ежегодные музыкальные фестивали, которые Владимир Спиваков с 1989 года проводит в Кольмаре. Фестиваль прочно входит в десятку лучших в Европе, превратившись в центр притяжения русской и мировой музыкальной культуры. "Виртуозы Москвы" дают ежегодно до 100 концертов, большинство из которых проходят во время гастролей. География гастролей чрезвычайно широка: она включает в себя все регионы России, бывшее постсоветское пространство, европейские страны, США и Японию. Во всех этих странах оркестр дает концерты не только в лучших и самых престижных концертных залах, таких как "Концертгебау" в Амстердаме, "Мюзикферрайн" в Вене, "Ройял Фестиваль-холл" и "Альберт-холл" в Лондоне, "Плейель" и Театр Елисейских Полей в Париже, "Карнеги-холл" и "Эвери Фишер-холл" в Нью-Йорке, "Сантори-холл" в Токио, но и обычных концертных залах небольших провинциальных городков.

Владимир Спиваков и его коллеги постоянно расширяют свои музыкальные горизонты и приглашают публику последовать за собой в новые музыкальные миры. В последнее время они еще смелее стали играть музыку XX века, находя новую простоту, искренность и смысл в парадоксальных, неочевидных, часто непривычных и порой непонятных произведениях, которые они умеют, как никто, прочесть ясно и красиво. «Оркестр неисчерпаемых возможностей и стопроцентной эмоциональной отдачи», — так говорят об этих музыкантах строгие и взыскательные критики, которых чрезвычайно трудно чем-либо удивить. Концерты «Виртуозов Москвы» по всему миру собирают аншлаги. От них ждут не только приятного музицирования, ласкающего слух, но и, в некотором роде, маленького чуда. И оркестр еще ни разу не обманул этих ожиданий.

В 1994 году был создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, который опекает более 150 талантливых детей — музыкантов, художников, поэтов со всех концов России. Детям выплачивают стипендии, покупают инструменты, помогают с медицинским обслуживанием, организуют для них гастроли по странам СНГ и мира. Филиалы фонда также работают на Украине и в странах Балтии.

- Жизнь, к сожалению, укорачивается. Даже у Льва Толстого эта мысль вызывала слезы. Я хотел бы, чтобы дело наше продолжилось, чтобы не пропало брошенное в землю семя. Чтобы "Виртуозы Москвы" сохраняли свое знаменитое легкое дыхание, для чего применим только один принцип: "Работа должна стирать следы работы", – говорит Владимир Спиваков.