Home Sitemap Search Feedback
 

ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА

 

Петр Стронский начал участвовать в выставках с конца восьмидесятых годов. Это было время, когда в искусстве усилилась тяга к образному синтезу, к поэтическому претворению мира, в противовес драматическому периоду в жизни страны. Дело здесь не только в том, что на рубеже двух веков и тысячелетий обостряются скрытые процессы в жизни людей и государств. Часть художников прошла мимо переломов ХХ века и сразу нашла свою тихую гавань. Другая, увлеченная флером западного постмодернизма, подошла к черте, за которой искусство перестает быть нужным и понятным людям, превращается в игру с самим собой. Стронский относится к той группе русских художников, которая в своем творчестве прошла через исследование методов и средств, открывших дверь в искусство ХХ столетия. Стилевые поиски послужили для художника ключом в поиске связи своего творчества с действительностью. Очевидно, что многое в ранних работах художника носит след его кумиров в искусстве, его попытку сделать что-то аналогичное. Но в этой перекличке времен и заключается прелесть игры художников со своими предшественниками. Поиск собственного художественного начала явно прослеживается от картины к картине. Природная одаренность и серьезная художественная школа, огромная работоспособность позволяют надеяться, что молодой еще художник сформируется в большого мастера в самых разнообразных жанрах, монументальной и станковой живописи, в мозаике и фреске, витраже и графике. Важной вехой в его творческой судьбе стала работа в коллективе художников, воссоздавших росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

Все живое имеет своих родителей, своих предков, историю своего происхождения, что полностью относится и к искусству. Это знание позволяет понять обстоятельства, историю формирования и те импульсы, которые эти обстоятельства сообщили таланту будущего мастера.

Художник родился 9 ноября 1959 года в Уссурийске в семье чемпиона России по боксу, известного на Дальнем Востоке тренера Тимофея Петровича Стронского. Близость к мастерам ринга воспитала такое необходимое в жизни качество, как умение неуклонно идти к победе.

Петр Стронский рано начал рисовать, его рисунки нередко появлялись на школьных конкурсах и получали высокую оценку. Большое влияние на формирование будущего художника оказала его мать. Преподаватель русского языка и литературы, она была влюблена в отечественную классику. Через большую домашнюю библиотеку будущий художник знакомился с родной литературой, рассматривал богатое собрание репродукций, прислушивался к разговорам взрослых об искусстве, повидал многих художников, с которыми дружил отец. Родители заметили тягу ребенка к искусству, и он поступает в детскую художественную школу, которой 30 лет руководит Заслуженный работник культуры Алла Маратовна Гринченко, воспитавшая многих дальневосточных художников. Художественная жизнь того времени была очень насыщена. В Москве гремели художники «шестидесятники»: В. Иванов, П. Оссовский, Т. Салахов, проводившие в изобразительное искусство эстетику «сурового стиля» по аналогии с поэзией Е. Евтушенко и А. Вознесенского, а на Дальнем Востоке складывалась своя школа живописи, опирающаяся на находки французских постимпрессионистов Ван Гога, Сезанна, Сера. Причиной этому, видимо, явилась пышная природа Приморского края, близкая по характеру югу Франции. Тон здесь задавали художники старшего поколения К.П. Коваль и К.И. Шебеко, у которого позднее посчастливилось учиться Петру.

Кирилл Иванович Шебеко, профессор дальневосточного института искусств, член-корреспондент Российской академии художеств, увидев и переосмыслив своеобразную дальневосточную природу, создал собственную живописную школу, основывающуюся на находках Клода Моне и системе Жоржа Сера и Поля Синьяка. Из поездок с ним молодой художник привез ряд таких живописных работ, как «Утес», «Девушки и птицы» (1983 г.), где острота первого впечатления сочетается с попыткой понять принципы построения колористической системы. Еще в детстве художник узнал о существовании островов Стронского, каменистой гряде на юге корейского полуострова, названных в честь исследователя Дальнего Востока мичмана Николая Ивановича Стронского. Тяга к путешествиям реализовалась в юности, когда студент института искусств объехал с этюдником все побережье Приморья. Студенческие увлечения живописью пуантилистов, нет-нет да и прослеживаются в более поздних произведениях художника, написанных по цветным грунтам много лет спустя, таких, к примеру, как норвежская «После дождя» и фольклорная «Барки на Москве-реке», фовистски яркая и при этом глубоко национальная. Нужно отметить особую роль и влияние французской культуры на русскую. В каждом поколении русских художников есть люди, осуществляющие эту невидимую связь, и, казалось бы, такие разные объединения, как «Бубновый валет» и «Владимирские живописцы» восходят в равной степени к стилистке русской иконы и живописи Сезанна и Матисса. Поэтому абсолютно не случаен приход художников, начинающих с увлечения импрессионизмом, сезаннизмом, кубизмом, к русской иконе. Как сказал блестящий теоретик и практик искусства Анри Матисс: «Зачем вы, русские, ездите к нам учиться, когда у вас есть икона!»

Определяющей в творческой судьбе Петра Стронского была поездка с группой реставраторов из центра им. И. Э. Грабаря под руководством А. Н. Овчинникова по псковской земле. Это было в то время, когда студентов-вокалистов исключали из института искусств за пение в церковном хоре. И дипломный триптих художника «Реставраторы» был неожиданным и смелым среди работ на производственную тему. Работа была высоко оценена. Художник получил диплом с отличием, а картина отправлена на Всесоюзную выставку в Академию художеств. Сразу после защиты студент был призван на службу в дивизию морской пехоты Тихоокеанского флота. В свободное время Стронский пишет портреты сослуживцев. К этому периоду относятся работы «Юность», «Портрет полковника Никитина». После демобилизации П. Стронский едет в Москву с целью совершенствования своего представления о монументальном искусстве, и прежде всего изучения произведений древнерусских мастеров, стремясь понять секрет их выразительности, красоты, точного рисунка, существа колористического строя. Коллекция икон Третьяковской галереи, Андронникова монастыря, фрески на синих фонах в Мирожском монастыре, розовые фрески церкви Успения Богородицы в Мелетово на псковщине становятся для него примерами высокого мастерства и предметом поклонения. Древнее монументальное искусство художник осознает как живой образец и источник вдохновения. Впоследствии художник получил возможность более широко познакомиться с прославленными произведениями мастеров в музеях Чехии, с удивительными витражами в соборах Швейцарии, с наскальными рисунками в Норвегии. Однако любовь к родной древнерусской фреске и мозаике стала еще глубже и осмысленнее.

В 1987 году П. Стронский успешно сдает экзамены в Московский академический художественный институт им. В. Сурикова. Вскоре приходят первые достижения - отличные оценки за классные работы и премии на конкурсах по композиции. Его работы отмечали такие разные художники, как Т. Салахов и И. С. Глазунов. Важнейшим событием в студенческой жизни стало зачисление в мастерскую монументальной живописи под руководством академика Ю. К. Королева, директора Третьяковской галереи. Его ассистентами были Челомбиев В. Н. и Бакшаев В. А., в будущем участники росписи Храма Христа-Спасителя. Несмотря на огромную загруженность в Третьяковской галерее, которая в тот период фактически отстраивалась заново, Ю. К. Королев много времени уделял студентам, учил понимать художественную значимость архитектурного образа, роль в нем монументального искусства, своеобразное переплетение конструктивного и художественного начал.

Практически все годы обучения П. Стронский учится на отлично, получает именную стипендию, что дает возможность продолжить путешествия, поклонение местам, где творили классики. Иногда художник выбирает те мотивы, которые писали А. Куприн, И. Машков, П. Кончаловский.

Выстраивается преемственная цепочка от «горы Св. Виктории» Поля Сезанна, через пейзажи, написанные И. Машковым в Воронцовском парке, к работам Стронского «Дорога на Алупку», «Перед грозой» и «Крымская деревня».

Еще более плодотворной была поездка с группой художников на Соловки. Основанный еще в ХIV веке, Соловецкий монастырь был центром духовной жизни и оплотом веры долгие 500 лет. В 1923 году на святую землю ступил СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения - первенец ГУЛАГА. Монахи монастыря пополнили число узников, кельи стали камерами, купола были снесены, а колокольню увенчала звезда.

Картина «Соловки. Красный закат» написана в драматически напряженной красной гамме, подчеркивающей трагизм случившегося. И, напротив, благодатью разливается вечерний свет над воссозданным и возвращенным церкви Покровским собором в следующей работе этой серии - «Соловецкие острова (1990 г.). Закономерности станкового полотна как цельного и тонкого организма понятны художнику. В ряде своих работ он показывает знание этих особенностей жанра, однако подчас создается впечатление, что рамки станковой картины для него узки. Он постоянно вносит в нее нечто от монументальной композиции либо в виде подчеркнутого декоративизма, как это было в работе «Соловецкий монастырь», либо в форме своеобразного обобщения, свойственного росписи, например в «Автопортрете». Очевидно, именно поэтому некоторые станковые произведения художника как бы просятся на стену, - они пригодны для большой плоскости, большого пространства.

Стронский - монументалист и это ощутимо не только в больших композициях, но и в ряде портретов, пейзажах и даже графике. Не случайно художник стремится наделить своих конкретных героев монументальным характером, вырывая их из узкого мира станковой картины, обобщая и типизируя случайные черты. «Портрет полковника Никитина», «Женский портрет, «Девушка у окна» - работы именно этого ряда.

Задача синтеза искусств всегда стоит перед монументалистами: создание массового жилья, формирование облика новых городов и новых районов, оживление архитектуры из стекла и бетона - важнейшая часть творческой практики архитекторов и художников. Удачным решением этой проблемы можно считать настенную роспись «Райский сад» в холле клиники детской хирургии г. Москвы. Этот объект был дипломной работой П. Стронского. Нужно отметить удачное решение столь сложной и насыщенной деталями декоративной композиции, ее мажорное звучание в интерьере больницы. Художником был выполнен большой эскиз и конструкция модульного типа на ту же тему размером 8 м2, которая экспонировалась на выставках в Норвегии и России. Размер всей росписи 48 м2, она была выполнена год спустя совместно с коллективом студентов-монументалистов.

По окончании учебы П. Стронского посылают на стажировку в Норвегию, где он работает в художественном центре, открытом королем и королевой Норвегии. К этому периоду относятся работы «Осень в Заполярье», «Киркинес», «После дождя», «Чайки над Альтой» и др. За цикл этих работ художника награждают грантом, учрежденным Королевской академией искусств и норвежской нефтяной компанией «Тотал».

Навыки, усвоенные в академической школе, П. Стронский нисколько не утратил в последующие годы самостоятельного творчества. В своих работах он стремится сохранить верность реализму в том высоком понимании, в котором его трактовали такие художники, как Сезанн, Моне, ранний Пикассо, и русские - Кончаловский, Куприн, Петров-Водкин. Близость к стилистике французской живописи конца XIX века обеспечила успешное участие Петра Стронского в аукционах Друо и де Вант, регулярно проходящих во Франции с конца прошлого века. Аукцион Друо приобрел свою известность тем, что там впервые было представлено искусство импрессионистов. никому неизвестные тогда Моне, Ренуар, Пикассо продавались по очень скромным ценам и были доступны любому парижскому буржуа. Тогда же их стали коллекционировать Щукин и Морозов, собрание которых стало основой экспозиций Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Работа с этими аукционными домами при участии французских галерей дает русским художникам возможность находиться в европейском художественном процессе, не замыкаясь в рамках национальной школы.

В 1998 году у художника проходит персональная выставка в швейцарской галерее «Краних». Эта галерея была основана в XIX веке в центре Цюриха и с тех пор верна своим принципам, экспонируя мастеров реалистического направления из разных стран мира.

Плодотворной оказалась работа художника с аукционом Добиашевского в Берне, где выставлялся ряд работ, в том числе эскиз к картине «Женщина в красном интерьере». В поездках за границу Стронскому удалось познакомиться с самыми разнообразными современными течениями в области изобразительного искусства, поработать со многими художниками, но каждый раз он возвращался на родину еще более преданным принципам реалистического искусства. «Модные» течения ушли на второй план как увлечение молодости, которой свойственно утвердиться во всем. Он медленно подходит к своему стилю, успешно пройдясь по пуантилизму, сезаннизму, кубизму.

Совершенствование мастерства - сложнейший процесс. Огромную роль в нем играет формирование зрелости самого человека, накопление жизненного опыта, понимание процессов окружающей действительности.

Самое сложное здесь - это соотношение житейского опыта с художественным видением, оценка событий с позиций искусства. Владение различными художественными стилями и техниками приносит то радостное чувство профессиональной свободы, которое позволяет выбирать язык искусства, адекватный изображаемому явлению жизни. В этом смысле интересен портрет Н. Я. Мясковского, известного композитора-симфониста. В этой работе видно отчетливо выраженное желание вернуться к традициям классического портрета и придать им новый смысл, новое звучание. Здесь нет драматической трансформации модели, характерной для ряда других работ художника, прослеживается неспешное вглядывание в модель, изучение, вживание в ее мир, где все равно достойно понимания, где все говорит о человеке - и лицо, и руки, и одежда, и немногие, точно отобранные аксессуары. Портрет хранится в музее Московской консерватории, а его варианты в музее музыкальной культуры имени Глинки.

Владение академической школой, напряженный интерес к искусству прошлого в его классических образцах, стремление понять мировое наследие и выбрать из него те страницы, в которых утверждаются вечные, незыблемые ценности, привело художника к пониманию, что искусство без нравственных заповедей, без веры, обречено на вырождение.

С работами художника можно ознакомиться в разделе "КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ"