Home Sitemap Search Feedback
 

«ПОСТРОИТЬ ХРАМ В ДУШЕ ГОРАЗДО ТРУДНЕЕ…»

 

В минувшем году в июле в здании Администрации Президента РФ в  Кремле проходила выставка заслуженного художника РФ Петра Тимофеевича Стронского.  Президент Международной Академии Культуры и Искусства,  лауреат  Международной премии  имени Н.К. Рериха, премии Всероссийского Выставочного Центра за росписи Храма Христа Спасителя в Москве, он многим известен как талантливый живописец.  Его жанровая палитра, созданная за последние тридцать лет, впечатляет. Здесь все образы России: лики святых и портреты прославленных военных, изображения исторических героев и среднерусские пейзажи. В этом я наглядно убедился  на экспозиции, в ходе которой и пообщался  с художником.

-Петр Тимофеевич, не так-то просто художнику выставить свои работы в Кремле.   Как долго вы шли к этому?

-Мой творческий путь к этому, действительно, был долгим и непростым.  Хотя по картинам выставки  легко можно проследить всю мою творческую жизнь - от службы  в морской пехоте на Тихоокеанском флоте и впечатлений от поездок по Европе, до участия в росписи Храма Христа Спасителя.

Сам я родом из Уссурийска. Рисовать  начал рано, принимал участие в школьных конкурсах, в 1970-х годах учился в художественной школе, в 1975 году окончил с отличием факультет живописи Дальневосточного института искусств (мастерская профессора К. И. Шебеко). В 1993 году окончил  Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерская монументальной живописи профессора Ю. И. Королева). Дипломом была настенная роспись "Райский сад" в холле клиники детской хирургии в Москве. После уехал в Норвегию на стажировку в Королевскую академию искусств. Результатом поездки стала серия норвежских пейзажей.

Ещё учась на Дальнем Востоке у известнейшего пейзажиста, члена-корреспондента Академии художеств Кирилла Шебеко, безраздельно отдал своё сердце пейзажу. Великие мастера французского импрессионизма, такие как Клод Моне, Поль Сезанн, Жорж Сера, Поль Синьяк, покорили меня  тем, что сумели стряхнуть с пейзажа коричневую условность палитры классицизма, когда они писались в мастерской, а не на пленэре. И я всем сердцем стремился во Францию, на родину импрессионизма. Сейчас эти поездки стали ежегодными. Пейзажи, написанные на юге Франции, в окрестностях бургундской деревни Тэзе, рождают ощущение Вселенной как нашего общего дома.

Ну, а близость к стилистике французской живописи XIX века обеспечивает мне успешное участие на протяжении многих лет в аукционах Друо и де Вант, регулярно проходящих во Франции с конца позапрошлого века. Следует добавить, что аукцион Друо приобрёл известность тем, что впервые представил искусство импрессионистов: никому не известные тогда картины Моне, Ренуара, Пикассо продавались по очень скромным ценам и были доступны любому парижскому буржуа.

Тогда же их стали коллекционировать Щукин и Морозов, собрания которых украшают экспозиции Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Работа с этими аукционными домами, при участии французских галерей, даёт нам, русским художникам, возможность находиться в европейском художественном процессе,  не замыкаясь в рамках национальной школы.

Со временем  я освоил  самые разные жанры монументальной и станковой живописи.  Мои родители, педагоги по профессии, поначалу настороженно отнеслись к моему выбору. Но, видя, что у меня все получается, они мне поверили,  и я не мог не оправдать их ожиданий. Время показало, что  у меня, слава Богу, все состоялось.

-Я заметил, что в ваших картинах на равных сочетаются традиции русской школы XIX века, европейский модернизм ХХ-го и созерцательная академическая школа нынешнего дня. Мотивы Петрова-Водкина здесь спокойно соседствуют с былинностью Рериха или народным размахом Кустодиева. Особенно, когда речь идет о зимних пейзажах… 

-Каждый истинный художник наделен талантом. Но талант - это только возможность творчества, а то, на что он будет обращен, определяется мироощущением художника, его пониманием жизни. Ему и только ему принадлежит право выбора, и он сам своим искусством определяет свое место в этом мире, мире прекрасного.

Лично мое творчество, как вы уже знаете, формировалось под влиянием французских постимпрессионистов,  мастеров итальянского Возрождения и классиков русской художественной школы от мастеров иконописи 16 века до художников 60-х годов, составляющих костяк Российской Академии Художеств сегодняшнего дня.

- У вас много работ посвященных  религиозным темам. С чем это связано?

-Говорят, у каждого человека своя дорога к храму. Моя дорога к храму началась ещё со времен учебы в Дальневосточном институте искусств. С группой реставраторов из Центра имени Грабаря мы посетили много церквей на Псковской земле. Думаю, что эти поездки сыграли большую роль в моей творческой судьбе. Их результатом стал дипломный триптих "Реставраторы", центральную часть которого - портрет известнейшего специалиста в области древнерусской живописи А.Н. Овчинникова - приобрело Министерство культуры.

Позже, уже,  будучи студентом Академического художественного института им. В. Сурикова, с группой московских художников я побывал на Соловецких островах, известных своей трагической судьбой, написав там серию картин "Соловки. Красный закат", "Соловецкие острова" и т. д.

-Вы как-то сказали, что важной вехой в вашей судьбе явилась работа в коллективе художников, воссоздавших росписи московского Храма Христа Спасителя…

-Я до сих пор благодарен судьбе за то, что в свое время  попал на отделение монументальной живописи, которое возглавлял тогдашний директор Государственной Третьяковской галереи Юрий Королёв и учился у таких художников, как В.Н. Челомбиев и В.А. Бакшеев. Они многому меня научили, что позволило  совсем по-другому взглянуть на мир. И в чем-то даже помогли.

Что касается  росписей стен Храма Христа Спасителя, то я своими руками создал 38 образов святых.  Символично, что роспись храма была начата с придела Александра Невского. Первым на его белоснежных стенах мною был написан лик святого князя Глеба Владимирского. Следующим был воссоздан лик старшего брата Александра Невского - святого Фёдора Ярославовича, скончавшегося в 16 лет в день свадьбы. Не все знают, что часть золочения на этом образе делал сам мэр Москвы Юрий Лужков. Следует отметить, что в храме не было ни одного уголка, где бы он ни побывал вместе с Зурабом Церетели во время строительства, придирчиво добиваясь высокого качества работы. Они сумели безупречно организовать работу огромного коллектива. Ведь храм строился и расписывался одновременно! О таких лесах, о таком освещении стен и рабочего места художника, о его бытовых условиях раньше можно было только мечтать.

В западном крыле храма мною было выполнено наибольшее количество изображений. С обеих сторон окон - по два изображения в рост, высотой около четырех метров каждое - это Святой Кирилл и Святой Мефодий, просветители славян. Ниже их: Святой Михаил - первый митрополит Киевский и всея Руси, и Святой Леонтий - епископ Ростовский.

Придел в южном крыле храма посвящён имени святителя и чудотворца Николая. В северном и западном приделах я написал лики святого Спиридона - епископа Тримифунтского, святого Евстафия - архиепископа Антиохийского, Иакова - епископа Низибского, и Ипатия - епископа Гангрийского.

Находясь в окружении замечательных художников-иконописцев, я получил большой профессиональный и духовный опыт. Именно тогда у меня и родилась идея воплощения символа добра, красоты в огромной архитектурно-скульптурной композиции.

-По вашему рассказу чувствуется, что работа в храме, была самым счастливым периодом вашей  жизни…

-Я обогатился в профессиональном и, что более важно, в духовном плане. Но главное - утвердился в вере, в том, что смысл жизни художника в неустанном воспевании единства и красоты Неба и Земли. Время, проведённое в храме, было очень насыщенным и запоминающимся. Постоянно находясь  вблизи алтаря, у меня многое менялось в жизни.  Рассыпались  многолетние отношения,  казавшиеся незыблемыми, складывались новые творческие союзы.  К примеру, с блестящим мастером, ставшим другом,  народным художником, членом-корреспондентом Академии художеств,  руководителем студии имени Грекова Сергеем Присекиным.  После окончания работы над храмом, мы с ним осуществили не один большой проект…

-Выходит, что выбор религиозной темы для вас был не случайным?...

-Мой приход к религиозной теме, как и у многих художников, случился благодаря изучению иконы. Это, в первую очередь, восхищение образами Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Кстати, мне часто задают вопрос во время экскурсий по Храму Христа Спасителя: "Почему не монахи-иконописцы расписывают храм?" Я всегда отвечаю: "Это ошибочное мнение, что храмы расписывают только монахи". Так, из перечисленных мною имён иконописцев только Андрей Рублев был монахом.

Дело в том, что для росписи храмов нужен опыт монументальной живописи, то есть,  нужно учитывать расстояние, с которого смотрит зритель, степень колористической насыщенности, влияние ракурса. Поэтому, имея только опыт написания икон, художнику очень трудно справиться с большими плоскостями и огромным пространством. Вспомните размеры храма Христа Спасителя, высоту его купола.

Владение различными художественными стилями и техниками приносит  мне то радостное чувство профессиональной свободы, которое позволяет выбирать язык искусства, адекватный изображаемому явлению жизни.

-Несколько лет назад вы  стали первым лауреатом премии имени Н.К. Рериха в номинации "Достижения в области художественного образа" за вклад в развитие монументальной живописи и верность российским историко-художественным традициям. Кто является ее учредителем?

-Учредители премии - Всемирный клуб петербуржцев, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Музей-институт семьи Рерихов, Международный благотворительный фонд "Рериховское наследие", художественное училище имени Н. К. Рериха.

Обычно, когда произносят имя Николая Рериха, прежде всего у людей  вспоминаются пейзажи далекой восточной страны, в экзотическом колорите которых почти невозможно почувствовать кисть северянина. Однако не все знают, что наши северные широты, северная столица России - Петербург - это родные места Николая Рериха, художника, философа и путешественника.

Именно из Петербурга сто лет назад, в 1903 году, он начал двухлетнее паломничество по Руси, в результате которого была составлена уникальная опись разрушающихся памятников российской культуры. Уже тогда его волновала проблема, как сберечь и сохранить для человечества историю культуры. Эта тема интересовала Рериха всегда, и в 1935 году он стал инициатором Международного договора об охране объектов науки, культуры, исторических памятников, подписанного в Вашингтоне. И мне по-особому близки слова Николая Константиновича  о том, что «если вы идете против течения – берите путь как можно выше и тогда, если вы будете падать, то будете падать вперед…».

-Петр Тимофеевич, в ходе выставки в Кремле произошла и  презентация проекта «Добрый Ангел Мира». Правда ли,  что этот проект не имеет аналогов за всю историю монументального искусства в России?

-Уникальный проект «Добрый Ангел Мира», созданный во славу добрых дел человечества, выходит на новый этап. Начало ему положили скульптурные композиции «Ангелов» в 22-х городах мира. Сегодня число жителей городов, поддержавших нашу идею, увеличилось до пятидесяти. Символ единения людей и укрепления их духовной связи приобретает поистине планетарный масштаб. Десятиметровую колонну заменит монумент высотой в пятьдесят два метра. Это позволит памятнику претендовать на звание «Восьмого чуда света».  Он подразумевает установку трех фигур: «Ангела жизни», «Ангела мира» и «Ангела добра». Общая высота композиции составляет 82 м, а высота фигуры каждого из трех ангелов – 52 м, что на 5 метров выше статуи Свободы в Нью-Йорке.

Центр архитектурной композиции определяет сфера, символизирующая земной шар, увенчанная бронзовой фигурой ангела. Архитектурные композиции предполагается установить в разных уголках России - Владивостоке, Сочи и Калининграде. Мы планируем установить ее на входе в бухту Золотой Рог во Владивостоке, чтобы она встречала гостей, которые на кораблях входят на территорию России, вторую — в Сочи, а третью, скорее всего, в Калининграде.

-Ваши картины украшают собрания Музея семьи Рерихов в  Нью-Йорке, США,  и Санкт-Петербурге, Музея Российской Академии Художеств, Государственной Третьяковской Галереи, Музея им. Васнецовых в  Кирове, Музея истории Москвы. Это говорит в первую очередь о высоком вашем профессионализме. Что сегодня  больше всего волнует вас в вашем творчестве?

-За границей мне удалось познакомиться с самыми разнообразными современными течениями в области изобразительного искусства, поработать со многими художниками.  Поэтому каждый раз я возвращался на Родину ещё более преданным принципам реалистического искусства. Проявляя  большой интерес к искусству прошлого в его классических образцах, я в первую очередь стремился  понять мировое наследие и выбрать из него те страницы, в которых утверждаются вечные и незыблемые ценности. И я глубоко убежден,   что искусство без нравственных евангельских заповедей и без веры обречено на вырождение.

Меня волнует больше всего наша история, наши храмы, многие из которых до сих пор не приобрели свой первоначальный вид. И потому я всегда с огромной радостью принимаю участие в восстановлении православных святынь. Когда, например, глава администрации поселка Деденево Дмитровского района Московской области  Светлана Николаевна Тягачёва попросила в воссоздании росписей соборной церкви имени Спаса Нерукотворного Спасо-Влахернского женского монастыря, я сразу же предложил им свою помощь.

Мало кто знает, что Светлана Тягачёва - продолжатель дела, начатого старинным дворянским родом Ховриных-Головиных.  За три года ей удалось собрать вокруг себя людей, готовых к самоотверженности и самопожертвованию ради русской духовности, её истории, и восстановить монастырь. 

А, ведь, в свое время этот монастырь был самым большим и богатым на Руси, в нём жили 300 сестер и монахинь. Но, как и храм Христа Спасителя, он был в 1931 году разграблен и разрушен. И вот в конце августа 2003 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил заново родившийся храм, а также вручил Светлане Тягачёвой орден Святой Ольги III степени за её огромный вклад в восстановление памятника русской православной культуры - Спасо-Влахернского женского монастыря. 

Также уже больше года я работал над эскизами по восстановлению росписей Спасо-Влахернского монастыря. Ему принадлежало множество древних икон, дорогая ценная утварь, а роскошь  поражала воображение прихожан. И вот всё это было разграблено и разрушено в годы бесчинствующего атеизма.

В минувшем году принимал участие в росписи стен, а также изготовлении и установке витража "Христос на Троне" в восстановленной недавно церкви Казанской Божьей матери в селе Богдановка Коломенского района Московской области.

Сегодня, когда многие люди в нашей стране живут в бедности, социально не защищены, а небольшая, по меркам России, группа людей сказочно богата, особенно важно сохранить те духовные и нравственные идеалы, на которых веками строилась жизнь людей нашей страны, необходимо вернуть евангельские ценности в жизнь современного человека.

Россия всегда была крепка православной верой, которая придаёт повседневным поступкам человека вечный смысл. И величие ее - в святости её сынов и дочерей.  Я глубоко убежден, что обращение к опыту воплощения евангельских заповедей в её жизни, в житиях других святых Русской земли, поможет духовному и нравственному пробуждению нашего народа и возрождению великой России. И  мой долг, как православного художника,  сделать всё возможное для духовно-нравственного возрождения нашего многострадального народа. Ведь построить храм в душе гораздо труднее, чем возвести стены храма на земле…

Интервью Николая Терещука с Петром Стронским для книги «Беседы с современниками»